Китай является безусловным социально-политическим и культурным феноменом в человеческой истории. Сегодня не существует иной цивилизации, которая бы отличалась такой же степенью устойчивости к любым, потрясавшим его кризисам, а потом выходила бы из них, победительницей, так сказать, «на коне». Верность традициям в Китае проявляется буквально во всем, включая и его мифологию, которая до сих пор во многом определяет китайские взгляды на мир. Китайская мифология разрешает человеку снова и снова возвращаться к первоистокам человечности внутри себя, ведь она ориентирована на так называемую «технику сердца». А в том и сокрыт секрет ее долголетия.
Единство систем
Китайские мифы буквально с первых строчек очаровывают некой неповторимостью и даже самобытностью, а персонажей их не представляется возможным спутать ни с какими иными мифологическими существами. Китайская мифология очень многим отличается от ряда мифологий, имевших место, например, в Древней Греции или в Древнем Египте.
Она представляет собой единство сразу нескольких систем мифологий, как древнекитайской и даосской, буддийской и даже поздней народной китайской мифологии. Потому столь разнообразны и даже необычны герои из образов китайских мифов. Лишь божеств и величайших владык мира тут можно насчитать до 600. Одной из важных особенностей, так сказать, «изюминок» мифологии древнего Китая является то, что его мифические персонажи людьми воспринимаются в качестве реальных, исторически существовавших личностей. А многие из исторических деятелей были вообще посмертно объявлены божествами и героями.
В мифологии Древнего Китая огромный след оставил также тотемизм. Позже тотем ласточки стал птицей фэнхуан, а змея стала, соответственно, драконом лун. Сегодня очень сложно разделить вымыслы с реальностью, чтобы восстановить доподлинную китайскую мифологию. В настоящее время вся китайская мифология условно разделена на великое множество отдельных мифов и отрывков, которые почти невозможно собрать воедино.
Белый император Бай-ди
Бай-ди или «белый правитель», называемый также «белым императором», в древнекитайской мифологии являлся правителем Запада. Он правил наряду с другими правителями мировых государств, когда на Востоке был Тай-хао, а на Юге — Янь-ди, на Севере правил Хей-ди, а в Центре — Хуан~ди. Но, Бай-ди, прежде всего, ассоциировался именно с повелителем Запада Шао-хао. Согласно бытовавшим тогда средневековым представлениям правитель Бай-ди является богом планеты Венеры. Он спускается на Землю каждый пятнадцатый день луны. Ключевыми персонажами в китайских мифах были разные культурные герои, являющиеся первопредкам, со временем превращавшимися в императоров или правителей.
Что до персонажей второго плана, то те превращались в их сановников. Древние легенды с поверьями частенько изображают таких героев в качестве создателей культурных благ или неких предметов. Всем таким первопредкам, как правило, приписывалось произведение разных глиняных сосудов или музыкальных инструментов, что считалось в древности необычайно важным деянием.